МБУ ДО «ООЦ «Светлячок»

ПРОГРАММА организации летнего отдыха детей и подростков Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Оздоровительно- образовательный центр «Светлячок» «3 D: Достояние, Достижение, Движение»

 Информационная справка

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр «Светлячок» создан в 1954 года и расположен в 10 км от поселка Новокумского, (15 км от районного центра с. Левокумское) в лесном массиве. Месторасположение Центра дает возможность для активного отдыха, досуга, общения с природой и развития спорта и пропаганды здорового образа жизни.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр «Светлячок» создан в целях:

· Формирования условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков ( под отдыхом и оздоровлением понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических норм и противоэпидемиологических мер, закаливание организма , занятие физической культурой, спортом, формирование  навыков здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде;

· Развитие мотивации детей к познанию и творчеству в интересах детей, общества, государства;

Предметом деятельности учреждения является: организация отдыха и оздоровления детей и подростков; предоставления дополнительного образования детям и молодёжи, развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства

Характеристика контингента воспитанников

Общее число воспитанников – 360 человек

Дети из разных районов Ставропольского края:

Левокумский район, Георгиевский район,  Нефтекумский район, Кировский район, Советский район, Минераловодский район, Шпаковский район и город Ставрополь.

По социальному составу: дети из семей малообеспеченных и социально- незащищенных категорий населения – 76%, дети и подростки из замещающих семей – 14 %

Детский оздоровительный центр «Светлячок» предназначен для организации  каникулярного времени детей и подростков, основная часть которых – из социально- незащищенных категорий населения, требует особого внимания и заботы со стороны педагогического коллектива. Особенность  контингента воспитанников прямым образом влияет на целеполагание и содержание настоящей программы.

Социальный заказ

· Учреждение должно создать возможность для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков из малообеспеченных семей, находящихся под особой защитой государства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формирования у них опыта социально- положительной деятельности, реализации творческого потенциала, благоприятный психологический климат, охраны и укрепления здоровья, закаливания организма, занятия физической культурой, спортом, формирования навыков здорового образа жизни в условиях имеющейся кадровой, материально- технической и методической базы;

· Организовать оздоровительную работу, пропаганду здорового образа жизни;

· Организовать разумный, развивающий досуг детей;

· Создать условия для общения и социального творчества, самоопределения, развития практических, познавательных навыков и лидерских качеств;

· Расширить диапазон услуг спортивно- оздоровительного, спортивно- туристского  направления ( особенно с учетом интересов мальчиков и юношей, исходя из анализа запросов родителей в отношении лагеря);

Выявленный социальный заказ родителей может быть сформулирован следующим образом:

· Развивать у детей нравственные качества ( организованность, трудолюбие, культуру общения, самостоятельность, ответственность);

· Введение в программу услуг психолога, включение психолого- педагогического сопровождения процесса развития ребенка;

· Личностно-ориентированный подход к детям, ориентация на их индивидуальные потребности, запросы, возможности;

· Активное привлечение к реализации программы мужчин- педагогов.

Педагогические кадры

Сверхзадачей деятельности администрации Центра в кадровой политике является создание единого, квалифицированного, творческого, динамичного коллектива, имеющего высокую мотивацию и профессионализм, способного проводить анализ и создать необходимые условия для достижения поставленных целей и задач.

Коллектив Центра согласно штатному расписанию- 29 человек, из них -10 педагогических работников.

Вожатые- студенты Ставропольского государственного педагогического института, прошедшие подготовку в студенческом педагогическом отряде «Факел».

Программа Центра имеет выраженную социально- педагогическую направленность, призвана предоставить комплекс мероприятий по оздоровлению, воспитанию, социально- педагогической помощи и психологическому сопровождению участников программы. Эти факторы диктуют условия при наборе педагогических кадров: особое требование к образованию, личности педагога; обязательное наличие в структуре Центра врача, педагогов дополнительного образования, методистов по физической культуре.

Предпосылки успешной работы

· Квалифицированный педагогический коллектив;

· Помощь и понимание со стороны родителей ( лиц их замещающих)воспитанников ;

· Поддержка со стороны учредителей;

Анализируя опыт реализации предыдущих программ, выявились заложенные положительные тенденции развития Центра:

· Увеличение спектра услуг по организации активного, востребованного отдыха детей и подростков;

· Увеличение числа воспитанников лагеря;

· Сохранение контингента воспитанников ( до 60 % детей и подростков приезжали в лагерь повторно)

· Обновление процесса организованного отдыха детей на основе введения новых программ и проектов.

В Центре сложились особые традиции: на общем сборе всех отрядов принимаются, корректируются, изменяются Законы лагеря, которые являются основанием для создания единого коллектива в целях формирования единой педагогической среды.

Обоснование программы. Актуальность.

На основе анализа научно- педагогической литературы, опыта работы загородных лагерей ежегодно представляемого на областных, региональных конкурсах, форумов социальных сетей и групп, можно выделить следующие проблемы в организации отдыха детей и подростков в современных условиях:

· Недостаточное количество программ нового поколения для работы с детьми и подростками, ориентированных на оригинальные, современные формы досуга, потребность детей и подростков в занятиях спортом, творчеством, возрастные потребности в самостоятельности.

· Необходимость работы с детьми социально- незащищенных и малообеспеченных категорий населения, с детьми и подростками из замещающих семей в каникулярное время с целью переориентации их на социально- положительную деятельность, отвлечения их от негативного влияния ближнего микросоциума и слабая проработанность данного направления социально- педагогической деятельности применительно к условиям загородного центра.

· Отсутствие разработанных комплексных методик психолого- педагогического сопровождения программ летнего отдыха детей и подростков.

· Дефицит педагогических кадров, готовых к работе в детьми и подростками, в том числе требующих дополнительной педагогической поддержки, в условиях временного детского коллектива, их слабая психолого- педагогическая подготовленность, неготовность к личностно-ориентированному взаимодействию, сотрудничеству, сотворчеству.

· Недостаток финансирования загородных лагерей, в том числе низкая заработная плата воспитателей, что сказывается на уровне профессиональной подготовки и мотивации педагогических работников и персонала.

Таким образом программа ориентирована на создание Центра как социально- педагогического комплекса, деятельность которого предполагает реализацию и развитие следующих направлений:

1. Героико- патриотического

2. Физкультурно- оздоровительного

3. Безопасность дорожного движения

Для создания Центра с такими характеристиками необходимо определить собственные ориентиры- концептуальные идеи программы.

Концепция деятельности Центра.

Концепция деятельности Центра может быть сформулирована следующим образом: теоретической основой программы являются системный подход к оздоровлению, организованному, культурному и активному досугу развитию творческого начала личности ребёнка; личностно- ориентированные отношения между воспитанниками и педагогами; опора на концепцию педагогики Здоровья, предполагающей направленность воспитательных воздействий на формирование здорового человека, личности, способной принять ответственность за своё здоровье, сформировавшей философию потребности в здоровом образе жизни.

Основными концептуальными идеями программы являются:

1. Ориентация на  потребность детей и подростков в активном неформальном отдыхе.

Реализация данной идеи предполагает ориентацию на развитие активного отдыха, идея активного здорового образа жизни, культурного досуга, массового спорта. Опыт реализации программ позволяет сформировать такую модель Центра, которая предлагает организацию активного отдыха детей и подростков. Такая модель требует разработки сценариев неформальных мероприятий, использование современных личностно- ориентированных педагогических технологий; достаточной материально- технической и кадровой базы. Центр предоставляет свободное пространство взаимодействия ребёнка с окружающим миром, что позволяет ребёнку максимально проявлять себя, творчески реализовать. Взаимодействие участников программы носит нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения в деятельность, что способствует проявлению инициативы и социальной активности. Подростки сами принимают решение о степени своего участия в предложенных программой мероприятиях. Центр предлагает детям и подросткам разнообразный выбор видов деятельности, возможности для самоутверждения и самореализации.

2. В качестве философской опоры деятельности Центра выступает  Педагогика Здоровья- направление теоретического и  практического поиска в создании системы условий для полноценного развития человека, способного быть здоровым, физически, нравственно, морально.

Оздоровление детей и подростков в Центре осуществляется через:

· досуг—активный, обновленный по содержанию и формам организации, основывающийся на законах «предлагать , а не навязывать», «увлекать, а не  принуждать», «»здесь и сейчас», «насыщенность и эмоциональность», принципе радости, положительном эмоциональном фоне;

· дополнительное образование детей и подростков- деятельность кружков, объединений по интересам, где каждому будет предложено реализовать собственные  творческие устремления, тем самым используя, психотерапевтические возможности творческой деятельности.

· Временный коллектив детей с приоритетами толерантного отношения друг к другу, ориентацией на коллективную творческую деятельность;

· Неформальное общение, как условие снятия психоэмоцианального напряжения между членами временного коллектива;

· Педагогическое сопровождение личности, поддержка, выявление детских проблем и работа с ними, создание комфортной атмосферы в Центре.

3. Спорт – ведущее направление деятельности Центра, обеспечивающее одну из существенных потребностей растущего ребёнка, подростка- потребность в движении. Техническое обеспечение и материально- техническая база Центра дает возможность специализироваться в этой сфере деятельности.

Основные функции Центра:

· Прогностическая: определение зоны ближайшего развития и моделирования перспективной зоны развития личности, включая жизненные планы, ориентации, профессиональные намерения, направления и средства достижения жизненного успеха;

· Образовательная: создание системы целенаправленных педагогических воздействий на личность, включенную в воспитательный процесс, формирование системы знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно- эстетических идей, культурных ценностей, содействие исправлению ошибок, дальнейшему развитию;

· Культуропреемственная, культуротворческая: инкультурация личности- включение её в регионально-национальную и мировую культуру и освоение навыков творческого развития культуры, формирование толерантного сознания и поведения;

· Воспитывающая: формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания; использование воспитывающих ресурсов учреждения, комплексный характер воспитательной работы;

· Развивающая: создание условий для  творческого развития личности, раскрытия реализации способностей; формирование и  развитие познавательных процессов и свойств личности, социальной активности, интересов, способностей, социально ценных черт характера;

· Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая: сохранение, восстановление и укрепление здоровья всех участников воспитательного процесса; формирование культуры здоровья, здорового образа жизни и деятельности;

· Социализирующая: приобретение опыта совместной деятельности, подготовка к включению в систему общественных отношений;

· Фасилитивная: создание благоприятных, поддерживающих условий для личности, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Основные цели и задачи программы

Основными целями программы являются:

1. Создание условий для активного отдыха и оздоровления детей и подростков Ставропольского края, приобретение ими в каникулярное время социально- положительного опыта, развития социальной активности, интеллектуально- творческого потенциала, охраны и укрепления здоровья, нравственного, краеведческого, патриотического воспитания, формирование практических навыков знаний правил дорожного движения, культуры поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

2. Оказание социально- педагогической поддержки детям и подросткам из малообеспеченных семей, из замещающих семей, находящихся под особой защитой государства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:

1 блок:

· Организовать работу по обучению подростков элементарным знаниям и укреплению здоровья;

· Дать элементарные знания о здоровом образе жизни( режим дня, правила здорового питания, основы правил поведения на воде и правил дорожного движения;

· Обучить практическим навыкам правил дорожного движения, сохранить лучшие традиции по формированию и привитию навыков культурного поведения на дорогах, развивать и совершенствовать  профилактическую деятельность лагеря по основным направлениям;

· Обучить элементарным правилам личной безопасности на дорогах;

· Расширить знания по экологии, биологии, краеведению, истории, географии;

· Создать условия для свободы выбора разнообразных видов творчества, способствовать развитию творческих начал личности, любознательности, расширению кругозора, через сеть творческих объединений дополнительного образования создать условия для реализации творческого потенциала воспитанников средствами искусства;

· Создать условия для приобретения, освоения и применения положительного социального опыта;

· Выявлять и развивать способности, склонности и  интересы подростков, способствовать формированию мотивов социально- одобряемого поведения.

2 блок

· Создать условия для укрепления физического и психического здоровья детей и подростков в лагере;

· Организовать комплексное сопровождение детей и подростков из малообеспеченных, социально- незащищенных категорий населения, детей и подростков из замещающих семей

· Применение опыта коллег по внедрению диагностического инструментария для психолого- педагогического сопровождения детей и подростков;

· Консультирование детей, подростков и родителей ( лиц их замещающих).

Механизм реализации программы.

Ведущие принципы, определяющие концепцию и пути реализации программы.

1. Принципы гуманизации образования - в основу всего процесса образования ставится развитие личности, учет развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе программ индивидуального психолого- педагогического сопровождения воспитанников, стимулирования, коррекции и развития их способностей, мотиваций, интересов.

2. Принцип развивающего обучения с опорой на зону ближайшего развития, применения методов творческой деятельности и самообразования воспитанников, использование новейших педагогических технологий.

3. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания.

4. Принцип научности, предполагающий использование новейших достижений педагогики и психологии для обеспечения наибольшей эффективности дополнительного образования.

5. Принцип гуманизации образования, способствующий становлению духовного мира человека, воспитанию граждансвенности и любви к Родине, создающий условия для развития внутренней потребности в самосовершенствовании и реализации творческих потребностей личности.

6. Принцип включения семьи в педагогический процесс.

7. Принцип природосообразности и культуросообразности, как основа для организации разнообразной досуговой деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей её средой.

Структура управления Центром

Создание эффективной системы функционирования Центра, подготовка педагогических кадров, определение стратегии развития, отбор ведущих направлений и содержания деятельности обеспечивается во многом адекватной организацией управления всеми процессами, а именно:

· Формирование нормативно- правовой базы в контексте функционирования Центра как учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков Ставропольского края;

· Координация деятельности Центра с органами управления системой дополнительного образования района, края, ведомств занимающихся вопросами сопряженными с дополнительным образованием детей и молодёжи;

· Совершенствование структуры управления;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов (консультации, семинары, практикумы и др)

· Организация взаимодействия межведомственных связей;

· Организация функционирования вспомогательных служб.

Сроки и этапы реализации программы

 Программа разрабатывается и внедряется поэтапно:

На первом этапе- подготовительном ( октябрь - май ) основными задачами являются

· Определение стратегии развития, отбор ведущих направлений и содержания деятельности;

· Разработка и совершенствование информационно- методического сопровождения деятельности Центра;

· Подготовка и утверждение комплексной программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, разработка и доработка необходимых подпрограмм;

· Определение источников финансирования программы;

· Уточнение структуры управления Центром для обеспечения успешной реализации комплексной программы, штатного расписания;

· Оценка возможностей и совершенствование материально- технической базы Центра, природно- климатических условий;

· Определение требования к педагогам и вожатым, способов их подготовки для работы в условиях Центра;

· Выбор методов анализа, мониторинга, диагностики, контроля  и коррекции хода и результатов реализации программы;

· Выбор и подготовка педагогических кадров для работы в Центре;

· Продажа путевок;

· Подготовка материально- технической базы.

На втором этапе- основном ( июнь- август ) главной задачей является внедрение комплексной программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков «

На третьем этапе- заключительном ( конец каждой смены, сентябрь ) осуществляется : анализ результатов проделанной работы, обобщение положительного педагогического опыта, изучение  и коррекция ошибок.

18 августа 2017 в 00:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.