МБУ ДО «ООЦ «Светлячок»

Психолого- педагогическое сопровождение

  

Проблемы обеспечения профессиональной деятельности

Успех социальной работы в образовательном учреждении зависит от уровня ее психолого-педагогического обеспечения. В понимании сущности психолого-педагогического обеспечения важными являются три методологические проблемы:

1. вычленение психолого-педагогического компонента социальной работы

2. выявление содержательно-функциональной структуры обеспечения и психолого-педагогического подхода к анализу явлений социальной работы в образовательном учреждении

3. установление роли и места психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Все это осуществляется на основе глубокой диагностики социума, психолого-педагогического изучения климата образовательного учреждения, его возможностей и нужд. Психолого-педагогический аспект социальной работы в образовательном учреждении привлекает внимание многих ученых, специалистов-практиков различного профиля. Ему посвящены работы многих ученых (Битянова М.Р., Овчарова Р.В., Дубровина, Торохтий В.С. и т.д.).

Задачи психолого-педагогического обеспечения

1. воспитание у участников образовательного процесса уважения к Конституции и законам, национальным ценностям и достояниям. Поддержание на этой основе высокого уровня нравственности и организованности, морально-нравственной и социально здоровой атмосферы;

2. формирование у учащихся ответственности за соблюдение принципов, норм, развития социально-ценностных ориентаций, мотивов, побуждающих сознательно и добровольно добиваться качественного освоения программ обучения и воспитания;

3. создание социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий для полного выполнения обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий;

4. развитие активности всех участников образовательного процесса в стремлении к овладению образовательными программами с высоким качеством;

5. изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.

Выполнение задач психолого-педагогического обеспечения осуществляется посредством комплекса мероприятий:

1. информационно-воспитательная работа

2. социальная работа

3. культурно-досуговая работа

4. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Нормативные акты

1. основные международные договоры, связанные с защитой прав детей:

– декларация прав человека (1948)

– международные пакты по правам человека (1966)

– конвенция ООН по проблемам окружающей человека среды

­– конвенция о правах ребенка (1989)

– декларация и план действий, принятые на всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990)

– пекинские правила (1985)

– конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980)

– декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974)

2. федеральный уровень:

– декларация прав и свобод человека и гражданина (1991)

– гражданский кодекс

– семейный кодекс

– КЗоТ

– уголовный кодекс

– основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

– Федеральные законы:

- О занятости населения (1991)

- О защите инвалидов в РФ (1995)

- Об общественных объединениях (1995)

- Об основах социального обслуживания населения в РФ (1995)

- О ветеранах (1995)

- О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (1995)

- Об образовании (1992)

- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998)

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разработанных в рамках реализации Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (национальный план действий).

Существуют президентские программы:

1. Дети России

2. Молодежь России

В программу «Дети России» входят целевые программы:

- дети-сироты

- дети Чернобыля

- дети-инвалиды

- планирование семьи

- развитие индустрии детского питания

- одаренные дети

- дети семей беженцев

- ­безопасное материнство

- развитие социального обслуживания семьи и детей

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

 

Социальная служба образовательного учреждения

Ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитание, защиту его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.

Основные функции социальной службы:

1. выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в образовательном учреждении;

2. изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся;

3. оказание помощи работе учителя с учеником, группой, родителями;

4. социальная защита обучающихся, имеющих проблемы;

5. социальная защита группы, класса от отдельных лиц;

6. социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий;

7. непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий;

8. выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи;

9. установление взаимодействия с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.

Общее руководство деятельностью социальной службы осуществляет директор, который определяет стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, осуществляет контроль за ходом их реализации. При этом он имеет специалистов, способных решать задачи диагностики (психолог, социолог) и задачи прикладной работы (социальный педагог, социальный работник).

Социальная работа в образовательном учреждении направлена на обеспечение и защиту прав ребенка, предусмотренных конвенцией ООН о правах ребенка (с 1990).

Российским законодательством закреплены основные права ребенка:

1. жить и воспитываться в семье (с. 54 СК РФ);

2. общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями и сестрами, другими родственниками (с. 66 СК РФ);

3. защищать свои права и законные интересы;

4. выражать свое мнение (с. 57 СК РФ);

5. иметь фамилию, имя и отчество (п. 1 с1 7 конвенции о правах ребенка);

6. имеет право:

- знать своих родителей

- на заботу со стороны родителей

- на совместное проживание с родителями

- на всестороннее развитие

- на воспитание своими родителями

- на уважение человеческого достоинства.

Задачи психолого-педагогического обеспечения по обеспечению гармонизации среды образовательного учреждения

1. создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллектива;

2. формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия;

3. совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;

4. создание условий для развития детского самоуправления;

5. социальная помощь учащимся, педагогам, родителям;

6. нейтрализация негативных воздействий социума на субъекта образовательного учреждения;

7. организация взаимодействия с различными социальными институтами в целях гармонизации с внешним социальным окружением.

Можно выделить два направления гармонизации среды:

1. создание воспитательной среды образовательного учреждения. Предполагает взаимную ответственность участников образовательного учреждения, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Основные механизмы реализации:

- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- определение ведущей деятельности, значимой для всего коллектива;

- развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности;

- формирование позитивного отношения к творчеству;

- неповторимость образовательного учреждения;

- наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов, учащихся, родителей.

В результате создания воспитательной среды образовательного учреждения возникает адаптивность участников образовательного процесса к школьной жизни, самоутверждение, формирование активной жизненной позиции.

2. создание поля самореализации ребенка. Предполагает активизацию процесса самовоспитания ребенка, обеспечение условий реализации своих потенциальных возможностей. Основные механизмы реализации:

- включение детей в решение различных проблем в реальных и импровизированных ситуациях;

- диагностирование волевой готовности к включению в систему социальных отношений;

- стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способов адекватного поведения в различных ситуациях;

- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;

- создание развивающего информационного поля для каждого воспитанника;

- педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления.

Виды психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения

1. информационно-воспитательная работа

2. социальная работа

3. социально-педагогическая работа

4. культурно-досуговая работа

5. социально-правовое обеспечение

6. психолого-педагогическая профилактика

7. социально-психологическая поддержка

8. психолого-педагогическая коррекция.

Информационно-воспитательная работа

Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, детей:

1. ознакомление с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка;

2. разъяснение и пропаганда результатов новейших психолого-педагогических исследований;

3. формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком;

4. ознакомление учащихся с основами самопознания и самовоспитания.

Формы работы:

1. лекция;

2. беседа;

3. семинары;

4. подбор литературы.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Основные задачи:

1. изучение и анализ социально-психологических характеристик участников образовательного процесса;

2. прогнозирование социально-психологических процессов;

3. выработка предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка;

4. организация постоянного наблюдения и профилактической работы с людьми, требующими контроля;

5. своевременная ликвидация излишней психической напряженности и утомления участников образовательного процесса.

Социально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает:

1. психодиагностику;

2. психологическое развитие и психокоррекцию;

3. оперативную психолого-педагогическую помощь;

4. психолого-педагогическую реабилитацию;

5. психолого-педагогическое консультирование.

18 августа 2017 в 00:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.