МБУ ДО «ООЦ «Светлячок»
|
Психолого- педагогическое сопровождение
Проблемы обеспечения профессиональной деятельности Успех социальной работы в образовательном учреждении зависит от уровня ее психолого-педагогического обеспечения. В понимании сущности психолого-педагогического обеспечения важными являются три методологические проблемы: 1. вычленение психолого-педагогического компонента социальной работы 2. выявление содержательно-функциональной структуры обеспечения и психолого-педагогического подхода к анализу явлений социальной работы в образовательном учреждении 3. установление роли и места психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения. Все это осуществляется на основе глубокой диагностики социума, психолого-педагогического изучения климата образовательного учреждения, его возможностей и нужд. Психолого-педагогический аспект социальной работы в образовательном учреждении привлекает внимание многих ученых, специалистов-практиков различного профиля. Ему посвящены работы многих ученых (Битянова М.Р., Овчарова Р.В., Дубровина, Торохтий В.С. и т.д.). Задачи психолого-педагогического обеспечения 1. воспитание у участников образовательного процесса уважения к Конституции и законам, национальным ценностям и достояниям. Поддержание на этой основе высокого уровня нравственности и организованности, морально-нравственной и социально здоровой атмосферы; 2. формирование у учащихся ответственности за соблюдение принципов, норм, развития социально-ценностных ориентаций, мотивов, побуждающих сознательно и добровольно добиваться качественного освоения программ обучения и воспитания; 3. создание социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий для полного выполнения обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий; 4. развитие активности всех участников образовательного процесса в стремлении к овладению образовательными программами с высоким качеством; 5. изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния всех участников образовательного процесса. Выполнение задач психолого-педагогического обеспечения осуществляется посредством комплекса мероприятий: 1. информационно-воспитательная работа 2. социальная работа 3. культурно-досуговая работа 4. психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нормативные акты 1. основные международные договоры, связанные с защитой прав детей: – декларация прав человека (1948) – международные пакты по правам человека (1966) – конвенция ООН по проблемам окружающей человека среды – конвенция о правах ребенка (1989) – декларация и план действий, принятые на всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990) – пекинские правила (1985) – конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980) – декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) 2. федеральный уровень: – декларация прав и свобод человека и гражданина (1991) – гражданский кодекс – семейный кодекс – КЗоТ – уголовный кодекс – основы законодательства РФ об охране здоровья граждан – Федеральные законы: - О занятости населения (1991) - О защите инвалидов в РФ (1995) - Об общественных объединениях (1995) - Об основах социального обслуживания населения в РФ (1995) - О ветеранах (1995) - О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (1995) - Об образовании (1992) - Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998) Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разработанных в рамках реализации Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (национальный план действий). Существуют президентские программы: 1. Дети России 2. Молодежь России В программу «Дети России» входят целевые программы: - дети-сироты - дети Чернобыля - дети-инвалиды - планирование семьи - развитие индустрии детского питания - одаренные дети - дети семей беженцев - безопасное материнство - развитие социального обслуживания семьи и детей - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социальная служба образовательного учреждения Ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитание, защиту его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности. Основные функции социальной службы: 1. выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в образовательном учреждении; 2. изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся; 3. оказание помощи работе учителя с учеником, группой, родителями; 4. социальная защита обучающихся, имеющих проблемы; 5. социальная защита группы, класса от отдельных лиц; 6. социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий; 7. непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий; 8. выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи; 9. установление взаимодействия с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся. Общее руководство деятельностью социальной службы осуществляет директор, который определяет стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, осуществляет контроль за ходом их реализации. При этом он имеет специалистов, способных решать задачи диагностики (психолог, социолог) и задачи прикладной работы (социальный педагог, социальный работник). Социальная работа в образовательном учреждении направлена на обеспечение и защиту прав ребенка, предусмотренных конвенцией ООН о правах ребенка (с 1990). Российским законодательством закреплены основные права ребенка: 1. жить и воспитываться в семье (с. 54 СК РФ); 2. общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями и сестрами, другими родственниками (с. 66 СК РФ); 3. защищать свои права и законные интересы; 4. выражать свое мнение (с. 57 СК РФ); 5. иметь фамилию, имя и отчество (п. 1 с1 7 конвенции о правах ребенка); 6. имеет право: - знать своих родителей - на заботу со стороны родителей - на совместное проживание с родителями - на всестороннее развитие - на воспитание своими родителями - на уважение человеческого достоинства. Задачи психолого-педагогического обеспечения по обеспечению гармонизации среды образовательного учреждения 1. создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллектива; 2. формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия; 3. совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности; 4. создание условий для развития детского самоуправления; 5. социальная помощь учащимся, педагогам, родителям; 6. нейтрализация негативных воздействий социума на субъекта образовательного учреждения; 7. организация взаимодействия с различными социальными институтами в целях гармонизации с внешним социальным окружением. Можно выделить два направления гармонизации среды: 1. создание воспитательной среды образовательного учреждения. Предполагает взаимную ответственность участников образовательного учреждения, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Основные механизмы реализации: - выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; - определение ведущей деятельности, значимой для всего коллектива; - развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности; - формирование позитивного отношения к творчеству; - неповторимость образовательного учреждения; - наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов, учащихся, родителей. В результате создания воспитательной среды образовательного учреждения возникает адаптивность участников образовательного процесса к школьной жизни, самоутверждение, формирование активной жизненной позиции. 2. создание поля самореализации ребенка. Предполагает активизацию процесса самовоспитания ребенка, обеспечение условий реализации своих потенциальных возможностей. Основные механизмы реализации: - включение детей в решение различных проблем в реальных и импровизированных ситуациях; - диагностирование волевой готовности к включению в систему социальных отношений; - стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способов адекватного поведения в различных ситуациях; - оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях; - создание развивающего информационного поля для каждого воспитанника; - педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления. Виды психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения 1. информационно-воспитательная работа 2. социальная работа 3. социально-педагогическая работа 4. культурно-досуговая работа 5. социально-правовое обеспечение 6. психолого-педагогическая профилактика 7. социально-психологическая поддержка 8. психолого-педагогическая коррекция. Информационно-воспитательная работа Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, детей: 1. ознакомление с основными закономерностями и условиями благоприятного развития ребенка; 2. разъяснение и пропаганда результатов новейших психолого-педагогических исследований; 3. формирование потребности в психолого-педагогических знаниях и желания использовать их в работе с ребенком; 4. ознакомление учащихся с основами самопознания и самовоспитания. Формы работы: 1. лекция; 2. беседа; 3. семинары; 4. подбор литературы. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Основные задачи: 1. изучение и анализ социально-психологических характеристик участников образовательного процесса; 2. прогнозирование социально-психологических процессов; 3. выработка предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка; 4. организация постоянного наблюдения и профилактической работы с людьми, требующими контроля; 5. своевременная ликвидация излишней психической напряженности и утомления участников образовательного процесса. Социально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает: 1. психодиагностику; 2. психологическое развитие и психокоррекцию; 3. оперативную психолого-педагогическую помощь; 4. психолого-педагогическую реабилитацию; 5. психолого-педагогическое консультирование. 18 августа 2017 в 00:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.